Древнейшая  религия Японии     —     синтоизм («синто» означает «путь богов»).     У     древних японцев не было письменности,   а   потому ответа на вопрос, когда и как зародился синтоизм, никто не знает. В III веке н. э. в Японию проникло конфуцианство, а в VI веке н. э. — буддизм. Обе религии оказали заметное влияние на синтоизм, и теперь отделить исконно японские представления от заим­ствованных у китайцев не так-то легко.Составление главного письменного источника сведений по японской мифологии завершилось в VIII веке. В основу его легли изустные предания. Этот свод называется «Кодзики», что означает «Записи о делах древности». В нем излагается история сотворения мира и миф о чете первопредков — Идзанаки и Идзанами. Второй важный памятник, донесший до нас древние японские мифы, — свод «Нихонги» («Анналы Японии»).

Ками
Японские боги и духи называются «ками». Этим словом обозначают и все природные объекты, внушающие благоговейный трепет и наделяемые святостью: го­ры, высокие древние деревья, реки и океаны, а также называют влиятельных и могущественных людей. Ками исчисляются миллионами. Они делятся на две основные группы. Небесные ками живут на небесах, а земные — на Японских островах. Некогда земля и небо были соединены мостом и боги свободно перемещались из одной области в другую. Но потом мост рухнул в море.Буддизм, пришедший в Японию из Китая, мирно сосуществовал здесь с синтоистскими ве­рованиями на протяжении полутора тысяч лет. Две эти религии оказывали друг на друга огромное влияние. В некоторых буддийских храмах помещались синтоистские святыни, а в синтоистских святилищах совершали богослужения буддийские монахи. На похоронах и в церемониях, посвященных памяти усопших, использовались буддийские ритуалы. Этот синтетический культ именовался «рио-бю синто». Именно этим объясняется проникновение некоторых синтоистских богов в буддийскую мифологию.

Аматэрасу. В мифологии синтоизма — солнечная богиня. Она считается пра­родительницей императоров, основательницей японской императорской династии. Согласно мифу, Аматэрасу появилась на свет из левого глаза Ид-занаки. Она вступила в брак со своим братом Сусаноо, и у них родилось восемь детей. Но затем Сусаноо оскорбил ее, и Аматэрасу затворилась в «пещере небес». Мир погрузился во тьму. Как ни старались боги, им не удавалось уговорить Аматэрасу вернуться к своим обязанностям. Наконец, богиня смеха Амэ-но удзумэ принялась плясать диковинный и смешной танец перед входом в пещеру. Аматэрасу из любопытства выглянула наружу и заметила зеркало и волшебное ожерелье, которые были повешены на дереве у пещеры другими богами. Залюбовавшись своим отражением, богиня подошла к дереву. Боги тотчас схватили ее и уже не пустили обратно.

Бато Каннон.   В   буддийской   мифологии — одна из семи ипостасей Каннон, божество мужского пола. Бато Каннон носит на голове в качестве венца конскую голову. Его изображают с    третьим глазом во лбу и с острыми клыками во рту. Этот бог покровительствует всем,  чья душа вследствие   прегрешений,   совершенных в прошлой жизни, перевоплотилась в животное.

Биндзуки. Ученик Будды, обладавший чудесными способностями врачевателя и впоследствии обожествленный.

Бисямон-тэн. Бог войны. Обычно его изображают в полном боевом облачении. Бисямон-тэн — один из семи богов счастья.

Бэнсай-тэн. Богиня моря, одна из семи богов счастья. Ей поклоняются в основном на внешних островах Японии.

Дайкоку. Очень популярный бог богатства, процветания и счастья. Одним ударом своего деревянного молотка он может сделать богатым любого человека.

Дзёродзин. Бог долголетия и мудрости, один из семи богов счастья.

Дзидзо. Буддийский бог, защитник всех страждущих. Под особым его по­кровительством находятся дети и души умерших. Дзидзо может спасти душу, попавшую в ад, и забрать ее на небеса.

Идзанаки и Идзанами. В синтоизме — боги-творцы. Перемешав воды хаоса драгоценным копьем, они сотворили Японские острова. Произведя на свет сына Кагуцути, Идзанами умерла. Идзанаки отправился разыскивать ее и спустился в подземное царство. Однако при виде разложившегося трупа жены он пришел в ужас и убежал. Выбравшись из-под земли, Идзанаки очистился в реке. Из одежды, которую он сбросил, родились боги и демоны. Когда он омывал лицо, из его ле­вого глаза родилась Аматэрасу, из правого глаза появился Цукуёми, а из носа — Сусаноо.

Инари. Бог земледелия, риса и процветания. Он живет в холмах и сообщается с другими богами и с людьми через своего посланца — лиса, который считается его священным животным. В святилищах Инари этот бог по традиции изображается в сопровождении двух лисов.

Кагуцути. Синтоистский бог огня, четвертый сын Идзанаки и Идзанами. Выходя из утробы Идзанами, Кагуцути сильно опалил мать, и она умерла от ожогов. В порыве ярости Идзанаки изрубил новорожденного сына на куски.

Каннон. Одно из главных божеств японского буддизма, выступающее как в мужских, так и в женских ипостасях. Каннон исполнена сострадания. Она покровительствует детям, роженицам и душам усопших.

Ниниги. Внук синтоистской богини Аматэрасу.  Когда О-кунинуси стал правителем провинции Идзумо, его братья ополчились против него, и провинция пришла в запустение. При виде хаоса, воцарившегося на Земле, Аматэрасу принудила О-кунинуси уступить трон ее внуку Ниниги. Ниниги принес на Землю те самые ожерелье и зеркало, с помощью которых боги выманили Аматэрасу из пещеры. Взял он с собою и меч Кусанаги, который Сусаноо извлек из хвоста чудовищного змея. Эти три предмета стали символами императорской власти в Японии. Ниниги были велено чтить чудесное зеркало столь же высоко, как саму богиню Аматэрасу. Он взял в жены Сенген, и дети от этого брака считаются прародителями японской императорской династии.

О-кунинуси. Синтоистский бог врачевания, изобретший лекарства от многих болезней. У О-кунинуси было восемьдесят братьев, которые завидовали его чудесным способностям и хотели убить его. Но его спасла мать, посоветовавшая ему отправиться в подземный мир и обратиться за помощью к Сусаноо. Там О-кунинуси встретился с дочерью Сусаноо, Сусэри-химэ. Они полюбили друг друга и сочетались браком. Но Сусаноо пришел от этого в ярость и задумал уничтожить О-кунинуси. Он подослал в его спальню сперва ядовитых змей, а затем ядовитых насекомых. Но всякий раз О-кунинуси спасал подаренный женою волшебный шарф. В конце концов О-кунинуси бежал вместе с Сусэри-химэ из мрачного царства Сусаноо и вернулся на Землю, где стал правителем провинции Идзумо. Но братья по-прежнему пытались убить О-кунинуси, и в провинции воцарился хаос. Аматэрасу, увидев это, была вынуждена вмешаться в земные дела. Она заставила О-кунинуси отречься от трона в пользу Ниниги.

Райден. Бог грома, часто изображался в облике рогатого красного демона с раздвоенными копытами. Когда Райден бьет в барабаны, гремит гром.

Сенген.     Синтоистская    богиня    горы Фудзи, которую называли «княжной, покрывающей деревья цветами». Она вышла замуж за Ниниги. Их правнук Дзимму Тенно стал легендарным первым императором Японии.

Сити-фукудзин. В синтоистской мифологии — семь богов счастья: Бэн-сай-тэн, Бисямон-тэн, Дайкоку, Эби-су, Фукурокудзю, Хотэй и Дзёродзин. Это популярные персонажи народных песен. Их изображают как по отдельности, так и всех вместе — плывущими на корабле, нагруженном драгоценными волшебными талисманами.

Сусаноо. Синтоистский бог моря и бурь. Он родился из носа Идзанаки. Имя «Сусаноо» означает «буйный». Однажды Сусаноо оскорбил возмутительной выходкой свою сестру Аматэ-расу. Та спряталась в пещере, и весь мир погрузился во тьму. В наказание боги изгнали Сусаноо на Землю, в провинцию Идзумо. Здесь он убил свирепого змея и извлек из его хвоста священный меч Кусанаги. Совершив еще ряд подвигов, Сусаноо переселился в подземный мир, где воссоединился со своей матерью Идзанами.

Тэммангу. Бог наук и письменности, покровитель учителей и школьников. Он родился и жил на земле как человек, но после смерти стал богом.

Тэнгу. Озорные духи, которые всегда не прочь подшутить над человеком. Человеческие черты совмещаются в их облике с птичьими: тэнгу носят шляпы и накидки, однако имеют крылья, когти и длинный клюв. Отсюда происходит имя этих существ, означающее «длиннноносый».

Укэмоти-но нами. Синтоистская богиня пищи. Когда Цукуёми прибыл к ней в качестве посланника от богини солнца Аматэрасу, Укэмоти-но ками решила устроить для него пир и стала доставать рис и другие угощения из собственного рта и носа. Это зрелище вызвало у Цукуёми такое отвращение, что он убил богиню пищи. Из тела Укэмоти-но выросли рис, пшеница и бобы, а из ее головы вышли вол и лошадь. Все эти блага Аматэрасу передала человечеству.По более поздней версии мифа Укэмоти-но ками убил Сусаноо.

Фукурокудзю. Бог мудрости и долголетия, один из семи богов счастья.

Хатиман. Синтоистский бог войны. Хатиман — обожествленный после смерти император Одзин (270-310 гг. н. э.). Позднее этот персонаж утратил черты воинственности и был отождествлен с одной из ипостасей кроткой буддийской богини Каннон.

Хотэй. Бог счастья. Его называют также «смеющимся Буддой». Хотэй — один из семи богов счастья.

Цукуеми.  Синтоистский бог луны, родившийся из правого глаза Идзанаки. Пожелав поселиться рядом со своей сестрой, богиней солнца Аматэрасу, Цукуёми поднялся на небо по волшебной лестнице. Но Аматэрасу отправила его обратно на Землю в качестве посланника к богине пищи Укэмоти-но нами. Поведение Укэмоти-но ка-ми оскорбило его, и Цукуёми ее убил. Разгневанная этим преступлением, Аматэрасу объявила, что не желает больше видеть его. С тех пор бог луны и богиня солнца не появляются на небе вместе,  а сутки разделились на день и ночь.

Эбису. Бог труда. Его часто изображают с удочкой в руках. Эбису — один из семи богов счастья.

Эмма-о. Буддийский бог царства мертвых. Его владения разделены на восемь огненных и восемь ледяных адов. Эмма-о вершит суд над душой усопшего и определяет, в какой из адов его направить. Эмма-о судит только мужчин, а души женщин находятся в ведении его сестры.